Конспект урока по обж 6 класс обморожение

Открытый урок 6 класс «Ожоги и отморожения»

Урок по ОБЖ в 6 классе

ТЕМА: ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТМОРОЖЕНИИ И ОЖОГЕ

Составил Гладков С.А.

Цель: обучение умению оказывать первую помощь при солнечном и тепловом ударе, отморожении и ожоге.

Задачи

образовательные:

  1. Ознакомить с понятиями » Тепловой, солнечный удар, отморожение, ожог»

  2. Научить различать степени отморожений и ожогов.

  3. Ознакомить, с правилами оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе отморожении и ожоге.

развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка работы с учебником.

  2. Способствовать развитию монологической речи учащихся.

  3. Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования.

воспитательные:

Способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои действия в критических ситуациях.

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

3. Изучение новой темы.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление новой темы.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель входит в класс, приветствует детей. Отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Что такое ссадина, потертость, ушиб, вывих, растяжение?

Ситуационные задачи.

  • Бегая по улице, ребенок упал. На ноге появи­лась кровоточащая ссадина. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?

  • Играя в футбол, один из игроков оступился и упал, жалуется на боль в ступне. Каковы будут Ваши действия по оказанию ему первой помощи?

  • Ваш товарищ по турпоходу вывихнул ногу. Как Вы будете оказывать ему первую помощь?

3. Изучение новой темы.

Солнечный удар — это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. (слайд 2).

Первые признаки солнечного удара — покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. (слайд 3).

Причины:

Возникновению солнечного удара способствует душная безветренная погода, длительное воздействие солнечных лучей на затылочно-теменную часть головы.

Во время похода необходимо в качестве профилактики покрывать голову легкой шапочкой, не совершать в жаркое время дня длительных переходов, не спать на солнце, обливать голову холодной водой. (слайд 4).

Тепловой удар — это болезненное состояние, вызванное перегревом тела. (слайд 5).

Причины:

Тепловой удар наступает, когда тепло, образующееся в теле (например, во время движения по маршруту), не передается во внешнюю среду и в организме нарушается теплообмен.

Тепловой удар случается не только в жаркую погоду, но и при интенсивной физической нагрузке, когда отдача тепла тела человека во внешнюю среду затруднена из-за непроницаемой, плотной одежды. (слайд 6).

Признаки:

Признаки теплового удара: вялость, усталость, головная боль, головокружение, покраснение лица, повышение температуры тела, сонливость, ухудшение слуха, нередко рвота. (слайд 7).

Первая помощь:

• перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;

уложить на спину, приподнять голову и повернуть ее набок.

Если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;

• расстегнуть одежду или снять ее, ослабить напряжение пояса;

• тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой; в тяжелых случаях облить холодной водой, приложить к затылочной части головы холодный компресс, обмахивать пострадавшего. (слайд 8).

Если человек в сознании, ему надо давать обильное питье (холодный чай или слегка подсоленную воду).

Если пострадавший потерял сознание, ему надо осторожно дать понюхать нашатырный спирт, для чего смоченную в нем ватку несколько раз на 1 с следует поднести к носу пострадавшего. (слайд 9).

Отморожение.

Во время зимнего лыжного похода может возникнуть отморожение. Отморожение — это поражение тканей тела человека, возникающее в результате воздействия низкой температуры. Наиболее часто отмораживают пальцы ног и рук, уши, щеки, кончик носа. (слайд 10).

Симптомы:

Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 11).

Причины:

Вначале человек ощущает холод и покалывание в области, подвергшейся отморожению. Кожа в этом месте краснеет, затем резко бледнеет и теряет чувствительность. Различают четыре степени отморожения. Определение степени отморожения возможно только после отогревания пострадавшей части тела. (слайд 12).

Первая помощь:

  • Необходимо согреть отмороженную часть тела, растирая ее мягкой шерстяной тканью или ладонями до покраснения кожи, обретения ею чувствительности.

  • Напоить пострадавшего горячим чаем, укутать теплой одеждой, если есть возможность разместить его в тепле. (слайд 13).

  • После отогревания необходимо наложить на пострадавший участок тела мягкую стерильную повязку, укутать его теплой одеждой.

  • При отморожении пальцев рук или ног следует проложить между ними вату или марлю. Нельзя вскрывать образовавшиеся волдыри.

  • При любой степени отморожения пострадавшего необходимо напоить горячим чаем (для чего нужно иметь при себе термос с кипятком). (слайд 14-15).

Термический ожог — это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня (пламени), теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др. (слайд 16).

Степени термического ожога.

Ожог первой степени, при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.

Ожог второй степени, при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями, развивается сильная боль. Необходимо оперативное лечение.

При ожоге третьей и четвертой степени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация. (слайд 17).

(слайд 18-21).

Первая помощь:

• Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет);

• снять одежду и обувь с пораженного участка;

• охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 мин;

  • обработать обожженный

участок 30-40%-ным раствором спирта или водкой;

  • наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок тела;

  • приложить к месту ожога свежую тертую морковь, луковую или картофельную кашицу.

  • дать обильное питье; (слайд 22).

В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо срочно доставить в лечебное учреждение. (слайд 23).

При термических ожогах запрещается:

  • оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора;

  • отрывать прилипшие к ране одежду, посторонние предметы;

  • вскрывать ожоговые волдыри;

  • обрывать обгоревшие ткани; наносить на пораженный участок мазь, крем, жир;

  • оставлять на длительное время (более 1 ч) открытым пораженный участок. (слайд 24).

4. Физкультминутка.

Представьте, что ваш товарищ получил солнечный удар, Вы отнесли его в прохладное место, расстегнули тесную одежду. У Вас в руках полотенце. Покажите как Вы будете обмахивать пострадавшего?

Вы находились на морозе, Ваши щеки побелели. Покажите ваши первые действия по возвращению домой?

Читайте также:  Что делать при обморожении лап

5. Закрепление новой темы.

Работа в группах. (Упражнения для закрепления темы)

1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.

Признаки

Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий

Вторая

Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей

чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью

Первая

2. Дополните предложения

Отморожение и общее переохлаждение организма могут наступить при …

3. Выпишите необходимые вещи для оказания первой помощи при солнечном ударе.

4. Решите задачу.

Две девочки катались на лыжах, не обращая внимания на мороз. Одна заметила, что у другой побелел нос.

Как поступить девочкам?

1. Что есть силы растереть нос снегом.

2. Сунуть нос в сугроб, ведь трава под снегом не мёрзнет.

3. Прикрыть нос варежкой и идти домой.

4. Не обращать внимания, всё пройдёт само.

6. Подведение итогов урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Можно ли протыкать пузыри при II степени обморожения и ожога? Почему?

— Нужно ли накладывать повязку на место ожога?

7. Домашняя работа.

8. Рефлексия.

Отметить настроение групп на уроке.

Было грустно

Было интересно

Заставляет задуматься

1. Таблица степени ожога и признаки. Вставить пропуски в таблице.

Признаки

Омертвление не только кожи, но и мышц костей, сухожилий

Вторая

Омертвление всех слоёв кожи, возникновение участков тканей

чёрного цвета и кожных пузырей, наполненных тёмной жидкостью

Первая

Источник

Конспект урока по ОБЖ на тему «Оказание первой помощи при обморожении и переохлаждении»

Урок 28

Тема: Меры оказания первой помощи при обморожении и переохлаждении

Цель: предполагается, что к окончанию урока в результате деятельности учащиеся будут знать:

• понятия «обморожение» и «переохлаждение»;

• причины обморожения и переохлаждения;

• признаки обморожения и переохлаждения;

• о мерах по предупреждению обморожения и переохлаждения;

• о мерах оказания помощи при обморожении и переохлаждении;

уметь:

• правильно действовать для обеспечения собственной безопасности в сильный мороз.

Задачи личностного развития:

• способствовать развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности; умений учащихся привлекать личный опыт при изучении темы; обогащению словарного запаса;

• содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью; формировать навыки анализа чрезвычайной ситуации и принятия решения в экстремальной ситуации.

Ход урока

I. Организационный этап.

— Ребята, вы любите сказки и разные истории? (Ответы.) И я люблю, потому что каждая из них со смыслом и всегда нас учит уму-разуму, преподносит жизненный урок. Хотите услышать, что мне рассказал доктор Витаминкин? Тогда аккуратно и правильно сидите, внимательно слушайте и будьте готовы к работе. Готовы?

П. Повторение изученного материала.

1. Анализ ситуации.

— Послушайте историю от доктора Витаминкина.

Однажды жарким летним днем Саша с друзьями встретился во дворе.

— Не тепловато ли оделся? — заметили друзья. Но мальчик ответил, что он себя прекрасно чувствует. Сначала ребята играли в догонялки, затем в футбол. Вдруг Коля почувствовал головокружение, перед глазами замелькали звездочки. Мальчик присел на траву.

— Что-то мне нехорошо и очень хочется пить.

— Да у тебя лицо покраснело. Смотри, кровь из носа пошла!

— Сейчас вызовем врача.

— Что случилось с мальчиком? (Получил солнечный удар.)

— По каким признакам вы поняли, что это солнечный удар?

— Как бы вы поступили на месте ребят?

2. Игра «Верители вы, что…».

— А теперь ответьте на вопросы игры «Верите ли вы, что…». Отвечая, дайте обоснованный ответ. Итак, верите ли вы, что…

• тепловой удар и солнечный — это одно и то же?

• солнечные ожоги опасны?

• люди не могут себя обезопасить от солнечных лучей в жаркую погоду?

• младшие школьники тоже могут оказать помощь при солнечном ударе?

III. Сообщение темы и цели урока.

— Сейчас с жаркого лета перенесемся в морозную зиму. Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать.

Злой мороз

Нынче поутру мороз А мороз не унимается,

Ухватил меня за нос. И за ушки принимается,

А потом щипнул за пятку, И за щечки кусь да кусь,

Холодком заполз в перчатку. Только слышно хрусть да хрусть.

Пробежался по спине. Расхрабрился, затрещал,

Стало очень зябко мне. А я взял да убежал.

И. Золотухина

— Напомните, что делал мороз.

— Интересно, как это мороз может «ухватить за нос», «щипать за пятку», «заползти в перчатку», «пробежать по спине», и какие последствия для человека от таких действий мороза. Можно ли от этого уберечься? Если да, то как? А если пострадаем от мороза, можно ли как-то себе помочь? На все эти вопросы сегодня вы получите ответы. А тема урока звучит так «Меры оказания первой помощи при обморожении и переохлаждении». Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать на уроке, чему научиться? Какая цель урока? (Учитель дополняет ответы учащихся.)

IV. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

— Зима прекрасная, но и коварная пора года. Выйдя на улицу в морозную погоду нужно быть постоянно начеку. Вы в этом убедились, когда слушали стихотворение, да и из своего опыта знаете тоже, что мороз не любит, когда люди не соблюдают определенные правила, тогда он доставляет им неприятности в виде обморожения и переохлаждения организма. Что же это такое? Продолжите: обморожение — это… (Ответы.) А теперь загляните в словарь и прочтите формулировку данного понятия (с. 96). (Обморожение — повреждение тканей (кожи) организма под воздействием холода.) А что же тогда переохлаждение? Ваши ответы. (Пауза.) Теперь загляните в словарь. (Переохлаждение — это общее состояние человека, при котором нормальная температуры тела падает до +35 °С и ниже под воздействием холода.)

2. Просмотр фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (03:56-05:04, продолжительность 01:08).

— Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже 10-20 °С мороза. Обморожению способствует длительное пребывание на улице, высокая влажность воздуха и сильный ветер.

— Какие части тела часто подвергаются обморожению? (Ответы.)

— А теперь внимание на экран.

— При каких погодных условиях можно обморозиться? (При сильном морозе, а также при высокой влажности воздуха: чем она выше, тем легче обморозиться.)

— Какие части тела чаще всего подвергаются обморожению? (Щеки, уши, кончик носа, пальцы на руках и ногах, ступни и кисти рук.)

— Почему? (Все тепло концентрируется на жизненно важных органах, а этим частям тела не хватает тепла.)

Читайте также:  Димексид с новокаином для компресса при обморожении

3. Работа с текстом (карточка).

Учащиеся, не прочитав текст, пробуют ответить на вопрос учителя. После своего ответа, читают интересующуюся информацию и, если надо, дополняют сказанное.

— Мы узнали, какие части тела и почему подвергаются обморожению. Можем ли мы защитить их с помощью правильно подобранной одежды? Ответы на мои вопросы найдете в тексте, который есть у вас на партах.

Для того, чтобы предотвратить обморожение ушей, пальцев на руках и ногах, ступни ног и кисти рук, нужно чтобы одежда и обувь были не столько красивыми, сколько теплыми и удобными.

Начнем с головного убора. Теплая меховая шапка должна быть по размеру головы, закрывающая уши.

В чем лучше согреются пальчики: в перчатках или варежках? Отдать предпочтение нужно варежкам, так как они хорошо согревают руки за счет самих пальцев, которые находятся плотно друг к другу. Самые теплые варежки из шерсти с ворсом, выдерживают мороз в -15 «С Но для игры они не годятся, так как быстро впитывают влагу и покрываются льдом. А вот варежки, пошитые из непромокаемого синтетического материала и утепленные синтепоном или подкладкой из меха, подходят и для прогулок, и для игр.

Обувь должна быть с толстой подошвой, теплой, влагоотталкивающей, а также быть на размер больше. Это надо для того, чтобы не нарушилось кровообращение и небольшая прослойка воздуха между поверхностью ступни и обуви способствовало сохранению тепла.

Верхняя одежда должна быть теплой, непромокаемой и чуть свободной, чтобы сохранялась прослойка воздуха между одеждой и верхней одеждой, что будет способствовать сохранению тепла.

Для носа и щек одежды не существует, но эти части тела можно прикрыть шарфом или поднятым воротником, а также руками, конечно же, в варежках. Можно также воспользоваться специальным жирным кремом для рук и лица.

— Какой должны быть одежда и обувь? (Ответы.) Что об этом сказано в тексте?

— Какой должна быть шапка? (Ответы.) Найдите ответ в тексте.

— Что лучше выбрать для защиты пальцев: варежки или перчатки и почему? (Ответы.) Зачитайте третий абзац. Что узнали нового?

— Какой должна быть зимняя обувь, чтобы не пострадали пальцы и ступни ног? (Ответы.) Что об этом сказано в следующем абзаце? (После чтения.) Что узнали?

— Какой должна быть верхняя одежда? (Ответы.) Прочтите об этом в тексте.

— Можно ли защитить от обморожения нос и щеки? Как вы это делаете? Что сказано об этом в тексте?

— Запомните: через вашу голову, руки и ноги идет наибольшая теплоотдача, поэтому очень важно, чтобы шапка, шарф, варежки и обувь были теплыми. А верхняя одежда не должна быть тесной, иначе кровь не будет нормально циркулировать, а это, в свою очередь, увеличит риск обморожения Вроде бы и оделись правильно, но придя домой услышали от мамы: «Ты же обморозил себе нос?»

— Какие еще факторы способствуют обморожению? Во-первых, длительная неподвижность или малоподвижность, когда кровь плохо циркулирует, а значит, плохо согревает организм. Во-вторых» физическое переутомление. Во время активного движения не чувствуется, что нос или щеки подвергаются обморожению. Во время движений тело потеет, а значит, одежда становится влажной или мокрой. А влажные ноги или пальцы рук подвержены обморожению, В-третьих, голод. Перед тем как выйти на улицу следует хорошенько поесть. Пища дает нам энергию, которая пойдет на поддержание внутренней температуры тела.

4. Просмотр фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (05:05-06:05, продолжительность 01:00).

— Как же узнать, что ваш нос или кончики пальцев пострадали от мороза и на сколько это серьезно? В просмотренном фрагменте прозвучал один из первых признаков обморожения. Вспомните, какой? (Потеря чувствительности.) Давайте посмотрим следующий фрагмент. Внимание на экран. (После просмотра.)

— Назовите симптомы при I степени обморожения. (Все конечности бледнеют и теряют чувствительность. А уши сильно краснеют, потому что на них практически нет мяса, одни хрящи да кожа.)

— Обморожение I степени обычно наступает при непродолжительном воздействии холода. Первые признаки такого обморожения — чувство жжения, покалывания с последующим онемением пораженного участка. Затем появляются кожный зуд и боли, которые могут быть и незначительными, и резко выраженными. Пораженный участок кожи — бледный, покрасневший — после согревания, в некоторых случаях имеет багрово-красный оттенок; развивается отек. Омертвения кожи не возникает. К концу недели после обморожения иногда наблюдается незначительное шелушение кожи. Полное выздоровление наступает на 5-7 день после обморожения.

— Как помочь своим конечностям при I степени обморожения? (Растирать конечности сухими руками, а не снегом или колючей варежкой, растирать дома, а не на морозе, до тех пор, пока они не согреются. Рекомендуют делать ванны с прохладной водой и постепенно повышать ее температуру до температуры тела. Потом обмороженные конечности осушить полотенцем или наложить мягкие согревающиеся повязки.)

— Назовите симптомы при II степени обморожения. (На коже появляются пузыри.)

— Обморожение II степени возникает при более продолжительном воздействии холода. Кроме пузырей, наполненных прозрачной жидкостью, наблюдается тоже побледнение, похолодание, утрата чувствительности обмороженного участка. После согревания боли интенсивнее и продолжительнее, чем при обморожении I степени, беспокоят кожный зуд, жжение. Полное восстановление целостности кожного покрова происходит в течение 1-2 недель, рубцы не образуются.

— Как помочь при обморожении II степени? (Быстрее обратиться к врачу.)

— Не следует делать быстрое согревание или растирание при обморожениях I-II степени. Надо наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой чаты, вновь слой марли, а сверху клеенку или прорезиненную ткань). Сраженные конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань. Пострадавшему дают горячее питье и пищу.

— Назовите симптомы при III степени обморожения. (Начинается омертвление ткани, которое приходится удалять хирургическим путем.)

— Образующиеся в начальном периоде пузыри наполнены кровянистым содержимым, дно их сине-багровое, нечувствительное к раздражениям. Происходит гибель всех элементов кожи. Сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2-3 неделе, после чего наступает рубцевание, которое продолжается до одного месяца.

— Если вы почувствовали, что пальцы онемели, т. е. не чувствительны, немедленно идите домой или зайдите в ближайший магазин, аптеку и т. д., чтобы согреться. Когда придете домой после длительной прогулки по морозу, обязательно убедитесь в отсутствии обморожений конечностей, ушей, носа, щек. Если пустить на самотек, обморожение может привести к серьезным последствиям, а именно, к гангрене и последующей ампутацией конечности.

Читайте также:  Обморожение пропаном первая помощь

5. Учебный диалог с просмотром фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (06:05-07:50, продолжительность просмотра 00:45).

— Теперь давайте поговорим о переохлаждении организма. Напомните, что это такое. (Ответы.) Иными словами, нельзя мерзнуть на улице, тогда и организм наш не переохладиться. А для этого нужно в первую очередь, правильно одеться.

— Напомните, каким должен быть головной убор, верхняя одежда, обувь. (Ответы.)

— А теперь немного поговорим про то, как вы должны одеваться, готовясь выйти на холод, особенно зимой. Говорят, что нужно одеваться, как капуста. Что это значит? (Ответы.) Одежды должно быть много, но теплой, удобной и свободной. Это даст возможность сохраняться теплу за счет прослоек воздуха между одеждой и поверхностью тела. Кроме того, одежда не будет сковывать движения и сжимать ткани организма, не станет мешать нормальной циркуляции крови. А активное кровообращение — это главная теплоцентраль нашего тела!

— Что же вы наденете? (Ответы.) Надо выбирать не майку, а фуфайку, если майку, то потом выбираем гольф, а наверх шерстяной свитер. Девочки не забывают про теплые колготки, а мальчики про легинсы, только потом брюки. Хлопчатобумажные носки заменяем на шерстяные, они хорошо впитывают влагу. Запомните, лучше тепло удерживают натуральные ткани — натуральная шерсть, мех и хлопок, а вещи из синтетики плохо «дышат», не только хуже справляются с защитой тела от холода, но и могут повысить риск замерзания. Поэтому, если правильно подобрать одежду и обувь для прогулок или игр, то ваш организм не переохладится. Но, не смотря на все, каждый из нас хоть раз да замерзал, а значит — переохлаждался.

— Вспомните, какие признаки указывают на то, что вы замерзли, что организм переохладился. (Дрожь, скованность движений, побледнение кожного покрова, нечеткая речь, безразличие к происходящему.)

— А теперь внимание на экран.

— Когда можно замерзнуть? Приведите примеры. (Детом, попав под холодный ливень. На осеннем ветру, который пробирает до костей. Обмануться, глядя на весеннее солнце, которое светит, но не греет.)

— Как можно замерзнуть зимой? (Достаточно постоять без движения 15 минут.)

— Чего нельзя делать, если замерзли? (Нельзя дрожать и стучать зубами. От этого становиться холоднее еще больше.)

— Что нужно делать для того, чтобы не замерзнуть? (Двигаться, расслабиться, унять дрожь и выровнять дыхание, дышать носом.)

— Как на морозе можно согреться? (Растирать ладони одна об другую. Делать энергичные махи руками, при этом руки должны быть максимально расслаблены, а пальцы напряжены. Использовать «эскимосский» способ: руки вытягиваются вдоль тела, пальцы растопыриваются, плечами делают резкие и частые движения вверх-вниз. Когда руки согреются, их можно засунуть подмышки.)

— Как можно согреть ноги? (Шевелить пальцами ног, танцевать, приседать, бегать на месте.)

— Что делать, если замерзли нос, щеки и уши? (Растереть сухими ладонями.)

— Чего нельзя делать, если вы согрелись? (Нельзя останавливаться, садиться на холодную скамейку.)

— Как же помочь себе или сестре (брату) дома при переохлаждении? (Ответы.) Необходимо снять мокрую одежду, переодеть II сухую, уложить в постель и укутать одеялом. Приложить к грудной клетке грелку с теплой водой. Дать горячий чай. Если человек не может согреться, можно принять ванну с теплой водой, не выше 37- 40 °С. Затем снова лечь в постель, укутаться одеялом. Запомните: согревать нужно постепенно и сразу принимать ванну нельзя.

— А теперь под музыкальное сопровождение выполним упражнения, которые помогут нам согреться во время мороза и не дадут не только переохладиться организму, но и обморозиться, так как обморожение и переохлаждение практически всегда идут рядом.

Музыкальная физкультминутка. Гимнастика для глаз.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах.

— А теперь закрепим полученную информацию. Сделаем это, работая в группах.

• 1-я группа. Назвать причины обморожения и переохлаждения. (Низкая температура воздуха, влажный воздух, сильный ветер; тесная, неудобная и влажная одежда и обувь; длительное неподвижное или малоподвижное положение; длительный голод; переутомление.)

• 2-я группа. Назвать симптомы обморожения.

• 3-я группа. Назвать симптомы переохлаждения.

• 4-я группа. Назвать меры по предупреждению обморожения и переохлаждения. (Не выходить без надобности на улицу в сильный мороз; укрывать от ветра лицо; в ветреную и морозную погоду открытые участки тела смазывать специальным защитным кремом; не переутомляться; правильно подбирать одежду и обувь; не выходить голодным на улицу; не находиться длительное время в неподвижной позе.)

2. Работа в группах.

А теперь представьте себя в роли врачей. Вам нужно в группах

обсудить, рассказать и показать, что будете предпринимать в определенных случаях:

• 1-я группа — при обморожении лица;

• 2-я группа — при обморожении I степени пальцев рук;

• 3-я группа — когда замерзли пальцы рук и ног рук;

• 4-я группа — при переохлаждении всего организма.

3. Работа в тетради (с. 75-76).

— С устными заданиями справились хорошо, а как на счет письменных от доктора Витаминкина?

Задание № 1.

— В первом задании доктор Витаминкин просит вас выбрать правильный вариант формулировки. (Проверка.)

Задание № 2.

— В следующем задании выберите подходящую одежду для морозного дня. Объясните свой выбор.

Задание № 3.

— А теперь дополните предложения необходимыми словам (Проверка.) Я читаю предложение и делаю паузу на месте пропуск а вы называете, какое должно быть слово на месте пропуска. (Растирать, сухими руками, снегом, варежкой. Прохладной, повышат тела. Полотенцем, повязки.)

Задание № 4.

— Молодцы, а теперь небольшой тест. Помните про самооценку(Проверка.) Если у вас ответы 1 — в, 2 — б, 3 — а, помашите мне рукой. (Учитель комментирует результат и фиксирует его у себя в тетради.)

VI. Подведение итогов.

— Пришло время подвести итог урока. Что такое обморожение Переохлаждение?

— По каким причинам происходит обморожение? Переохлаждение?

— Назовите признаки обморожения и переохлаждения.

— Какие меры по предупреждению обморожения и переохлаждения нужно соблюдать?

— Какие меры нужно предпринять по оказанию помощи при обморожении и переохлаждении?

— (Учитель напоминает цель урока.) Достигнута ли цель урока

— Всегда нужно заботиться о своем здоровье. В этом вам помогу как всегда, советы и рекомендации родителей, врачей и учителе И помните, своевременно оказанная помощь может предотвратит серьезные и неожиданные последствия для нас. Поэтому будьте всегда здоровы.

VII. Рефлексия.

Метод «Чемодан, мясорубка, корзина» (см. урок 6, с. 58).

Источник