По лестнице как головокружение тарковский

Арсений Тарковский — Первые свидания: читать стих, текст стихотворения полностью — Классика на РуСтих

Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: «Будь благословенна!» —
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И — боже правый! — ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало царь.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз, кувшин,- когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами…
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.

Анализ стихотворения «Первые свидания» Тарковского

Арсений Александрович Тарковский — явление в отечественной поэзии середины XX века. «Первые свидания» написаны по впечатлениям юности, звучат в авторском исполнении в кинофильме «Зеркало» Андрея Тарковского, сына поэта.

Стихотворение написано в 1962 году. Его автору исполнилось 55 лет, и он впервые получил разрешение на публикацию своей книги «Перед снегом». Посвящено первой любви поэта — Марии Фальц. Она была постарше, жила в большой бедности, слабого здоровья. Спустя несколько лет умерла. Это мучительное чувство не отпускало поэта всю жизнь, стало не просто эпизодом из юности, а символом судьбы, тайны любви, смерти. По жанру — любовная лирика с философским подтекстом, по размеру — четырехстопный дактиль с перекрестной и смежной рифмой, 5 строф.

В стихотворении любовь становится тайной бытия, физические ее аспекты преодолеваются, но никуда не исчезают, смертное словно приобретает качества бессмертия. Соединение двух душ выводит любящих за пределы времени и пространства, во всяком случае, из эпохи, в которой они сейчас существуют — точно. Чувство как момент наивысшей свободы. На задний план уходят заботы о материальных благах, еда и кров — и те становятся не важны, а каждый будничный предмет словно приобретает новое измерение, все живое и неживое участвует в происходящем. Однако следом неизбежно крадется судьба, бессмысленная, разрушительная, от которой не спрятаться. Она настигает всех — и вдребезги разбивается сфера в руке возлюбленной. Конец ли это? Поэт считает, что память не даст исчезнуть чувству.

Все стихотворение пронизано сравнениями любви с совершением служения. Он возвращает любви, часто поруганной, доведенной людьми до низменного состояния, отблеск священного. Поэт словно венчается со своей возлюбленной. Впрочем, не в храме, а в бедной комнатке в маленьком городке у реки в далеком 1923 году. «Одни на целом свете». Лексика возвышенная, интимная, трепетная. Любимая становится царицей, он — ее служителем. Россыпь метафорических сравнений: ты смелей и легче птичьего крыла, вода стояла, как на страже, города, как миражи, как сумасшедший. «Дерзновенно мое благословенье»: то есть, имеет силу. Прием инверсии: настала ночь, дымились горы, ложилась мята. «Небо развернулось»: антитеза библейскому Апокалипсису, где небо, наоборот, свернулось, как свиток. «Нас повело неведомо куда»: здесь предчувствие конца, пропасти, приближения судьбы.

«Первые свидания» А. Тарковского входят в цикл стихотворений поэта о М. Фальц, с которой он познакомился во время скитаний по Украине в 1920-х годах.

  • Следующий стих → Арсений Тарковский — Бессонница
  • Предыдущий стих → Арсений Тарковский — Первая гроза

Читать стих поэта Арсений Тарковский — Первые свидания на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Стихи из «Зеркала»: 110 лет со дня рождения Арсения Тарковского

25 июня 1907 года родился Арсений Тарковский – поэт, переводчик и отец кинорежиссера Андрея Тарковского. M24.ru предлагает вспомнить четыре стихотворения Арсения Александровича, звучащие в фильме его сына «Зеркало», посвященного родителям, и особенно – отцу и его отсутствию в его жизни.

Кадр из фильма «Зеркало»

Арсений Александрович оставил семью – жену Марию Вишнякову, дочь и сына в 1935 году, а в 1941 году ушел добровольцев на фронт. Андрею Арсеньевичу тогда не было и 10 лет. Воспоминание об ушедшем отце и бесконечном ожидании его возвращения легли в основу самой личной работы Тарковского-младшего – фильма-исповеди «Зеркало» (1974).

Арсений Тарковский. Фото 1930-х годов

В своем фильме он как бы вновь соединил мать и отца – постаревшую мать главного героя играет Мария Вишнякова-Тарковская, а четыре стихотворения Арсения Тарковского, звучащие в «Зеркале», читает сам поэт. Родители режиссера не знали, что он задумал.

Впрочем, окончательная концепция фильма оставалась тайной и для съемочной группы, на протяжении всего периода работы над фильмом не понимавшей до конца, что получится в итоге. Тарковский вносил изменения в сценарий по ходу съемок, по воспоминаниям участников процесса, собираясь на площадке каждый день, группа не знала, какие сцены снимаются сегодня.

Читайте также:  Резкое головокружение и тошнота у мужчин

На премьерный показ «Зеркала» Андрей Тарковский пригласил родителей. Историк кино Майя Туровская приводит в книге «7 с 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского» его слова: «Когда отец это увидел, он сказал матери: «Видишь, как он с нами расправился». Он сказал это с улыбкой, но, наверное, его что-то задело там. Они только не заметили, как я сам с собой расправился – только как я с ними расправился».

Первые свидания

Кадр из фильма «Зеркало»

Свиданий наших каждое мгновенье

Мы праздновали, как богоявленье,

Одни на целом свете. Ты была

Смелей и легче птичьего крыла,

По лестнице, как головокруженье,

Через ступень сбегала и вела

Сквозь влажную сирень в свои владенья

С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость

Дарована, алтарные врата

Отворены, и в темноте светилась

И медленно клонилась нагота,

И, просыпаясь: «Будь благословенна!» –

Я говорил и знал, что дерзновенно

Мое благословенье: ты спала,

И тронуть веки синевой вселенной

К тебе сирень тянулась со стола,

И синевою тронутые веки

Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,

Дымились горы, брезжили моря,

И ты держала сферу на ладони

Хрустальную, и ты спала на троне,

И – боже правый! – ты была моя.

Ты пробудилась и преобразила

Вседневный человеческий словарь,

И речь по горло полнозвучной силой

Наполнилась, и слово «ты» раскрыло

Свой новый смысл и означало: царь.

На свете все преобразилось, даже

Простые вещи – таз, кувшин, – когда

Стояла между нами, как на страже,

Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.

Пред нами расступались, как миражи,

Построенные чудом города,

Сама ложилась мята нам под ноги,

И птицам было с нами по дороге,

И рыбы подымались по реке,

И небо развернулось пред глазами…

Когда судьба по следу шла за нами,

Как сумасшедший с бритвою в руке.

Эвридика

Кадр из фильма «Зеркало»

У человека тело

Одно, как одиночка.

Душе осточертела

Сплошная оболочка

С ушами и глазами

Величиной в пятак

И кожей – шрам на шраме,

Надетой на костяк.

Летит сквозь роговицу

В небесную криницу,

На ледяную спицу,

На птичью колесницу

И слышит сквозь решетку

Живой тюрьмы своей

Лесов и нив трещотку,

Трубу семи морей.

Душе грешно без тела,

Как телу без сорочки, —

Ни помысла, ни дела,

Ни замысла, ни строчки.

Загадка без разгадки:

Кто возвратится вспять,

Сплясав на той площадке,

Где некому плясать?

И снится мне другая

Душа, в другой одежде:

Горит, перебегая

От робости к надежде,

Огнем, как спирт, без тени

Уходит по земле,

На память гроздь сирени

Оставив на столе.

Дитя, беги, не сетуй

Над Эвридикой бедной

И палочкой по свету

Гони свой обруч медный,

Пока хоть в четверть слуха

В ответ на каждый шаг

И весело и сухо

Земля шумит в ушах.

Жизнь, жизнь

Кадр из фильма «Зеркало»

1

Предчувствиям не верю, и примет

Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда

Я не бегу. На свете смерти нет:

Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо

Бояться смерти ни в семнадцать лет,

Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,

Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.

Мы все уже на берегу морском,

И я из тех, кто выбирает сети,

Когда идет бессмертье косяком.

2

Живите в доме – и не рухнет дом.

Я вызову любое из столетий,

Войду в него и дом построю в нем.

Вот почему со мною ваши дети

И жены ваши за одним столом, –

А стол один и прадеду и внуку:

Грядущее свершается сейчас,

И если я приподымаю руку,

Все пять лучей останутся у вас.

Я каждый день минувшего, как крепью,

Ключицами своими подпирал,

Измерил время землемерной цепью

И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

3

Я век себе по росту подбирал.

Мы шли на юг, держали пыль над степью;

Бурьян чадил; кузнечик баловал,

Подковы трогал усом, и пророчил,

И гибелью грозил мне, как монах.

Судьбу свою к седлу я приторочил;

Я и сейчас в грядущих временах,

Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,

Чтоб кровь моя из века в век текла.

За верный угол ровного тепла

Я жизнью заплатил бы своевольно,

Когда б ее летучая игла

Меня, как нить, по свету не вела.

С утра я тебя дожидался вчера

Кадр из фильма «Зеркало»

С утра я тебя дожидался вчера,

Они догадались, что ты не придешь,

Ты помнишь, какая погода была?

Как в праздник! И я выходил без пальто.

Сегодня пришла и устроили нам

Какой-то особенно пасмурный день,

И дождь, и особенно поздний час,

И капли бегут по холодным ветвям.

Ни словом унять, ни платком утереть…

Источник

Ëèòåðàòóðíûå äíåâíèêè

06.04.2014
àâòîð: Àíäðåé Ìàêñèìîâ

Êàê ÿ óæå ãîâîðèë, ìîÿ ìàìà ðàáîòàëà â Áþðî ïðîïàãàíäû ëèòåðàòóðû è èíîãäà óñòðàèâàëà òâîð÷åñêèå âå÷åðà.  ÷àñòíîñòè, âå÷åð Àðñåíèÿ Òàðêîâñêîãî â Ïîëèòåõíè÷åñêîì ìóçåå. ß, êîíå÷íî, õîòåë òóäà ïîéòè. Ìàìà ïðåäóïðåäèëà: «Ïðèõîäè ïîðàíüøå. Áóäåò ñòîëüêî íàðîäó – íå ïðîéäåøü». ß ïðèøåë. Ïîëèòåõíè÷åñêèé, äåéñòâèòåëüíî, áûë çàáèò. È ÿ î÷åíü õîðîøî ïîìíþ, êàê Àðñåíèé Àëåêñàíäðîâè÷ âûãëÿäûâàë â çàë è ñïðàøèâàë ìàìó: «Òîíå÷êà, îíè âñå êî ìíå ïðèøëè? Îíè íè÷åãî íå ïåðåïóòàëè?» Îí íå ìîã ïîâåðèòü â ñâîþ ñëàâó.

Îíè äåáþòèðîâàëè ñ ñûíîì â îäíîì ãîäó – 1962 ãîäó. Ó Àíäðåÿ òîãäà âûøåë ïåðâûé ôèëüì «Èâàíîâî äåòñòâî», à ó Àðñåíèÿ – ïåðâàÿ êíèãà «Ïåðåä ñíåãîì». À âåäü ñòèõè Òàðêîâñêîãî áûëè èçâåñòíû óæå â íà÷àëå âåêà. Ïîòîì – âîéíà, îí äîáèëñÿ òîãî, ÷òîáû åãî îòïðàâèëè íà ôðîíò âîåííûì êîððåñïîíäåíòîì, ðàíåíèå, îïåðàöèÿ, êîòîðóþ äåëàë âåëèêèé õèðóðã Âèøíåâñêèé.  1946 ãîäó äîëæåí áûë âûéòè ïåðâûé ñáîðíèê. Êíèãà äîøëà äî òèïîãðàôèè, ãäå åå è ðàçîáðàëè… Àðñåíèé Àëåêñàíäðîâè÷ ïîäàðèë îòöó ñâîé âòîðîé ñáîðíèê «Çåìëå-çåìíîå», âûøåäøèé â 1966 ãîäó, â íåì – îò ðóêè – Òàðêîâñêèé ïîïðàâèë íåêîòîðûå ñòèõè, óáèðàÿ öåíçîðñêóþ ïðàâêó. Öåíçóðà ïðàâèëà ãåíèÿ!..

Читайте также:  У ребенка головокружение после манту

Îäíà èç ñàìûõ ñåðüåçíûõ è çàïîìíèâøèõñÿ îáèä ìîåãî äåòñòâà ñâÿçàíà ñ òåì, êàê ìíå íå ïîâåðèë îòåö. Èñòîðèÿ áûëà òàêàÿ. Âìåñòå ñ äðóçüÿìè ÿ ïîåõàë â ïîäìîñêîâíóþ Ìàëàõîâêó ñìîòðåòü «Çåðêàëî» Àíäðåÿ Òàðêîâñêîãî: â ìîñêîâñêèõ êèíîòåàòðàõ ýòîò ôèëüì íå ïîêàçûâàëè. Âåðíóëñÿ äîìîé ïîçäíî. È îòåö íèêàê íå ìîã ïîâåðèòü, ÷òî ÿ ïîåõàë â òàêóþ äàëü ñìîòðåòü ôèëüì ñûíà Àðñåíèÿ! Íó, íå ìîã îí ïîíÿòü, êàê ýòî ðàäè ôèëüìà åãî äðóãà ìîæíî åõàòü íà ýëåêòðè÷êå â òàêóþ äàëü!.

Òàðêîâñêèé è ìîé îòåö îáùàëèñü, â îñíîâíîì, â Äîìå òâîð÷åñòâà ïèñàòåëåé â Ïåðåäåëêèíî. ß íå âîñïðèíèìàë Àðñåíèÿ Àëåêñàíäðîâè÷à îòäåëüíî îò åãî æåíû – ïåðåâîä÷èöû Òàòüÿíû Îçåðñêîé. Ìíå îíè êàçàëèñü êðàñèâûìè è áëàãîðîäíûìè ëþäüìè, ïðèøåäøèìè åäâà ëè íå èç XIXâåêà. Âûñîêàÿ, õóäàÿ, âñåãäà êàê-òî íå ïî-ñîâåòñêè èçûñêàííî îäåòàÿ Îçåðñêàÿ, è Òàðêîâñêèé ñ ïàëî÷êîé. Ó Àðñåíèÿ Àëåêñàíäðîâè÷à âñåãäà áûë ëþáîïûòíûé, è, êàê ìíå êàçàëîñü, íåìíîãî âèíîâàòûé âçãëÿä.

Âå÷åðàìè â ÷üåì-íèáóäü íîìåðå ïèëè âîäêó è ÷èòàëè ñòèõè. Òàðêîâñêèé ÷èòàë ïðîòÿæíî, ïî÷òè ïåë. ß òîãäà, ÷åñòíî ãîâîðÿ, ìàëî ÷åãî ïîíèìàë â åãî ñëîæíûõ ñòèõîòâîðåíèÿõ, íî â íèõ îùóùàëàñü ìîùü è êàêàÿ-òî ìîãó÷àÿ, ïîãëîùàþùàÿ òåáå, ýíåðãèÿ.

Ïîñëåäíèå ãîäû Òàðêîâñêèé äîæèâàë â Äîìå âåòåðàíîâ êèíî. Óæå ïîñëå åãî ñìåðòè ãîñóäàðñòâî, ñëîâíî èçâèíÿÿñü, äàëî åìó ïîñìåðòíî Ãîñóäàðñòâåííóþ ïðåìèþ. Íî ýòî óæå íå èìååò çíà÷åíèÿ. È áåç îôèöèàëüíîãî ïðèçíàíèÿ î÷åâèäíî, ÷òî Àðñåíèé Òàðêîâñêèé – âåëèêèé ïîýò óøåäøåãî âåêà.

… È âñå-òàêè òàê ñòðàííî, ÷òî ÿ çíàë ÷åëîâåêà, êîòîðîìó ñîâñåì íåäàâíî èñïîëíèëîñü ñòî ëåò! Öåëûé âåê! Òàê è âèæó óäèâëåííûå ãëàçà ãåíèÿ: «Òîíå÷êà, îíè âñå êî ìíå ïðèøëè? Îíè íè÷åãî íå ïåðåïóòàëè?»

Äà, Àðñåíèé Àëåêñàíäðîâè÷, ìû – ê âàì.

ÏÅÐÂÛÅ ÑÂÈÄÀÍÜß

Ñâèäàíèé íàøèõ êàæäîå ìãíîâåíüå
Ìû ïðàçäíîâàëè êàê ïðåîáðàæåíüå
Îäíè íà öåëîì ñâåòå. Òû áûëà
Ñìåëåé è ëåã÷å ïòè÷üåãî êðûëà.
Ïî ëåñòíèöå, êàê ãîëîâîêðóæåíüå,
×åðåç ñòóïåíü ñáåãàëà è âåëà
Ñêâîçü âëàæíóþ ñèðåíü â ñâîè âëàäåíüÿ
Ñ òîé ñòîðîíû çåðêàëüíîãî ñòåêëà.

Êîãäà íàñòàëà íî÷ü, áûëà ìíå ìèëîñòü
Äàðîâàíà, àëòàðíûå âðàòà
Îòâîðåíû, è â òåìíîòå ñâåòèëàñü
È ìåäëåííî êëîíèëàñü íàãîòà.
È ïðîñûïàÿñü, «Áóäü áëàãîñëîâåííà!» —
ß ãîâîðèë è çíàë, ÷òî äåðçíîâåííî
Ìîå áëàãîñëîâåíüå: òû ñïàëà,
È òðîíóòü âåêè ñèíåâîé âñåëåííîé
Ê òåáå ñèðåíü òÿíóëàñü ñî ñòîëà,
È ñèíåâîþ òðîíóòûå âåêè
Ñïîêîéíû áûëè, è ðóêà òåïëà.

À â õðóñòàëå ïóëüñèðîâàëè ðåêè,
Äûìèëèñü ãîðû, áðåçæèëè ìîðÿ,
È Òû äåðæàëà ñôåðó íà ëàäîíè
Õðóñòàëüíóþ, è òû ñïàëà íà òðîíå,
È – Áîæå Ïðàâûé! – òû áûëà ìîÿ.

Òû ïðîáóäèëàñü è ïðåîáðàçèëà
Âñåäíåâíûé ÷åëîâå÷åñêèé ñëîâàðü,
È ðå÷ü ïî ãîðëî ïîëíîçâó÷íîé ñèëîé
Íàïîëíèëàñü, è ñëîâî òû ðàñêðûëî
Ñâîé íîâûé ñìûñë è îçíà÷àëî: öàðü.

Íà ñâåòå âñå ïðåîáðàçèëîñü, äàæå
Ïðîñòûå âåùè – òàç, êóâøèí, – êîãäà
Ñòîÿëà ìåæäó íàìè, êàê íà ñòðàæå,
Ñëîèñòàÿ è òâåðäàÿ âîäà.

Íàñ ïîâåëî íåâåäîìî êóäà.
Ïðåä íàìè ðàññòóïàëèñü, êàê ìèðàæè,
Ïîñòðîåííûå ÷óäîì ãîðîäà,
Ñàìà ëîæèëàñü ìÿòà íàì ïîä íîãè,
È ïòèöàì ñ íàìè áûëî ïî äîðîãå,
È ðûáû ïîäíèìàëèñü ïî ðåêå,
È íåáî ðàçâåðíóëàñü ïðåä ãëàçàìè…
Êîãäà ñóäüáà ïî ñëåäó øëà çà íàìè,
Êàê ñóìàñøåäøèé ñ áðèòâîþ â ðóêå.

õ õ õ

Âîò è ëåòî ïðîøëî,
Ñëîâíî è íå áûâàëî.
Íà ïðèãðåâå òåïëî.
Òîëüêî ýòîãî ìàëî.

Âñå, ÷òî ñáûòüñÿ ìîãëî,
Ìíå, êàê ëèñò ïÿòèïàëûé,
Ïðÿìî â ðóêè ëåãêî,
Òîëüêî ýòîãî ìàëî.

Ïîíàïðàñíó íè çëî,
Íè äîáðî íå ïðîïàëî,
Âñå ãîðåëî ñâåòëî,
Òîëüêî ýòîãî ìàëî.

Æèçíü áðàëà ïîä êðûëî,
Áåðåãëà è ñïàñàëà,
Ìíå è âïðàâäó âåçëî,
Òîëüêî ýòîãî ìàëî.

Ëèñòüåâ íå îáîæãëî,
Âåòîê íå îáëîìàëî…
Äåíü ïðîìûò, êàê ñòåêëî,
Òîëüêî ýòîãî ìàëî.

õ õ õ

Ò. Î-Ò.

ß áîþñü, ÷òî ñëèøêîì ïîçäíî
Ñòàëî ñíèòüñÿ ñ÷àñòüå ìíå.
ß áîþñü, ÷òî ñëèøêîì ïîçäíî
Ïîòÿíóëñÿ ÿ ê áåççâåçäíîé
È ÷óæîé òâîåé ñòðàíå.

Ìíå-òî âåäîìî êàêîþ –
Íî÷üþ, òåìíîé áåç îãíÿ,
Ìíå-òî âåäîìî, êàêîþ
Íåñïîêîéíîé, ìîëîäîþ
Òû áûâàåøü áåç ìåíÿ.

ß-òî çíàþ, êàê äðóãèå,
 ïîçäíèé ÷àñ ìîåé òîñêè,
ß-òî çíàþ, êàê äðóãèå
Ñìîòðÿò â ýòè ðîêîâûå,
Ñëèøêîì òåìíûå çðà÷êè.

È â ìîåé íî÷è ðåâíèâîé
Êàáëó÷êè òâîè ñòó÷àò.
È â ìîåé íî÷è ðåâíèâîé
Íàä òîáîþ äûøèò äèâî –
Ïåðâûõ îòòåïåëåé ÷àä.

Áûë è ÿ êîãäà-òî ìîëîä.
Òû ïðèøëà èç òåõ íî÷åé.
Áûë è ÿ êîãäà-òî ìîëîä,
Ìíå ïîíÿòåí äóøíûé õîëîä
Âåøíèé ëåä â êðîâè òâîåé.

ÏÎÐÒÐÅÒ

Íèêîãî ñî ìíîþ íåò.
Íà ñòåíå âèñèò ïîðòðåò.

Ïî ñëåïûì ãëàçàì ñòàðóõè
Õîäÿò ìóõè,
ìóõè,
ìóõè.

– Õîðîøî ëè, – ãîâîðþ, —
Ïîä ñòåêëîì â òâîåì ðàþ?

Ïî ùåêå ñïîëçàåò ìóõà,
Îòâå÷àåò ìíå ñòàðóõà:

– À òåáå â òâîåì äîìó
Õîðîøî ëè îäíîìó?

ÌÀËÞÒÊÀ ÆÈÇÍÜ

ß æèçíü ëþáëþ è óìåðåòü áîþñü.
Âçãëÿíóëè áû, êàê ÿ ïîä òîêîì áüþñü.
È ãíóñü, êàê ÿçü â ðóêàõ ó ðûáîëîâà,
Êîãäà ÿ ïåðåâîïëîùàþñü â ñëîâî.

Íî ÿ íå ðûáà è íå ðûáîëîâ.
È ÿ èç îáèòàòåëåé óãëîâ,
Ïîõîæèé íà Ðàñêîëüíèêîâà ñ âèäó.
Êàê ñêðèïêó, ÿ äåðæó ñâîþ îáèäó.

Òåðçàé ìåíÿ, íå èçìåíþñü â ëèöå.
Æèçíü õîðîøà, îñîáåííî â êîíöå,
Õîòü ïîä äîæäåì è áåç ãðîøà â êàðìàíå,
Õîòü â ñóäíûé äåíü – ñ èãîëêîþ â ãîðòàíè.

À! Ýòîò ñîí! Ìàëþòêà æèçíü, äûøè,
Âîçüìè ìîè ïîñëåäíèå ãðîøè,
Íå îòïóñêàé ìåíÿ âíèç ãîëîâîþ
 ïðîñòðàíñòâî ìèðîâîå, øàðîâîå!

õ õ õ

ß ïðîùàþñü ñî âñåì, ÷åì êîãäà-òî ÿ áûë
È ÷òî ÿ ïðåçèðàë, íåíàâèäåë, ëþáèë.

Íà÷èíàåòñÿ íîâàÿ æèçíü äëÿ ìåíÿ
È ïðîùàþñü ÿ ñ êîæåé â÷åðàøíåãî äíÿ.

Áîëüøå ÿ îò ñåáÿ íå æåëàþ âåñòåé,
È ïðîùàþñü ñ ñîáîþ äî ìîçãà êîñòåé,
Áîëüøå ÿ îò ñåáÿ íå æåëàþ âåñòåé,

È óæå, íàêîíåö, íàä ñîáîþ ñòîþ,
Îòäåëÿþ ïîñòûëóþ äóøó ìîþ,

 ïóñòîòå îñòàâëÿþ ñåáÿ ñàìîãî,
Ðàâíîäóøíî ñìîòðþ íà ñåáÿ – íà íåãî.

Çäðàâñòâóé, çäðàâñòâóé, ìîÿ ëåäÿíàÿ áðîíÿ,
Çäðàâñòâóé, õëåá áåç ìåíÿ è âèíî áåç ìåíÿ.

Ñíîâèäåíèÿ íî÷è è áàáî÷êè äíÿ,
Çäðàâñòâóé, âñå áåç ìåíÿ è âû âñå áåç ìåíÿ!

Читайте также:  Головокружение шум в ушах от чего это бывает

ß ÷èòàþ ñòðàíèöû íåïèñàííûõ êíèã,
Ñëûøó êðóãëîãî ÿáëîêà êðóãëûé ÿçûê,

Ñëûøó áåëîãî îáëàêà áåëóþ ðå÷ü,
Íî íè ñëîâà äëÿ âàñ íå óìåþ ñáåðå÷ü,

Ïîòîìó ÷òî ñîñóäîì ñêóäåëüíûì ÿ áûë
È íå çíàþ, çà÷åì ñàì ñåáÿ ÿ ðàçáèë.

Áîëüøå ñôåðû ïîäâèæíîé â ðóêå íå äåðæó
È íè ñëîâà áåç ñëîâà ÿ âàì íå ñêàæó.

À êîãäà-òî âî ìíå íàõîäèëè ñëîâà
Ëþäè, ðûáû è êàìíè, ëèñòâà è òðàâà.

õ õ õ

Ïðåä÷óâñòâèÿì íå âåðþ è ïðèìåò
ß íå áîþñü. Íè êëåâåòû, íè ÿäû
ß íå áåãó. Íà ñâåòå ñìåðòè íåò.
Áåññìåðòíû âñå. Áåññìåðòíî âñ¸. Íå íàäî
Áîÿòüñÿ ñìåðòè íè â ñåìíàäöàòü ëåò,
Íè â ñåìüäåñÿò. Åñòü òîëüêî ÿâü è ñâåò,
Íè òüìû, íè ñìåðòè íåò íà ýòîì ñâåòå.
Ìû âñå óæå íà áåðåãó ìîðñêîì,
È ÿ èç òåõ, êòî âûáèðàåò ñåòè,
Êîãäà èäåò áåññìåðòüå êîñÿêîì.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 28.04.2014. Î ñëàâå çåìíîé è ïîáåäå âíóòðåííåé, äóõîâíîé
  • 27.04.2014. Ñ íåáà êîðåíü òÿíåòñÿ âíèç, ñ çåìëè — ââåðõ…
  • 23.04.2014. Ïîýçèÿ — ýòî èñêóññòâî îáðàçíîãî âûðàæåíèÿ ìûñëè
  • 21.04.2014. ***
  • 20.04.2014. Ñòèõè è î ñòèõàõ. Àðñåíèé Òàðêîâñêèé.
  • 19.04.2014. Íè ìíîãî íè ìàëî…
  • 18.04.2014. Ëèíà Ëåêëåð. Ëèòåðàòóðíûé äíåâíèê.
  • 16.04.2014. Ìàãèÿ ðàñòåíèé. ìèðòà. àâòîð — elena stopko.
  • 07.04.2014. Àòëàíòèäà
  • 06.04.2014. Ïèðû Íåðîíà
  • 05.04.2014. Åñòü ñòèõ Íå îòðåêàþòñÿ, ëþáÿ…
  • 01.04.2014. Ìèíèàòþðû. Ãðèãîðèé Ëåâèòèí. Alex Gabriel.

Источник

Зеркало (фильм, 1974) — Викицитатник

«Зеркало» — во многом автобиографичный фильм Андрея Тарковского. Вышел на экраны в 1974 году.

Стихотворения Арсения Тарковского из фильма[править]

Первые свиданья[править]

Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: «Будь благословенна!» —
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И — Боже правый! — ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз кувшин, — когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами…

Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.

— Арсений Тарковский

С утра я тебя дожидался вчера[править]

С утра я тебя дожидался вчера,
Они догадались, что ты не придешь,
Ты помнишь, какая погода была?
Как в праздник! И я выходил без пальто.

Сегодня пришла, и устроили нам
Какой-то особенно пасмурный день,
И дождь, и особенно поздний час,
И капли бегут по холодным ветвям.

Ни словом унять, ни платком утереть…

— Арсений Тарковский

Жизнь, жизнь[править]

Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.

Живите в доме — и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом —
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподнимаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас, в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела.

— Арсений Тарковский

Эвридика[править]

У человека тело
Одно, как одиночка,
Душе осточертела
Сплошная оболочка
С ушами и глазами
Величиной в пятак
И кожей — шрам на шраме,
Надетой на костяк.

Летит сквозь роговицу
В небесную криницу,
На ледяную спицу,
На птичью колесницу
И слышит сквозь решетку
Живой тюрьмы своей
Лесов и нив трещотку,
Трубу семи морей.

Душе грешно без тела,
Как телу без сорочки,-
Ни помысла, ни дела,
Ни замысла, ни строчки.
Загадка без разгадки:
Кто возвратится вспять,
Сплясав на той площадке,
Где некому плясать?

И снится мне другая
Душа, в другой одежде:
Горит, перебегая
От робости к надежде,
Огнем, как спирт, без тени
Уходит по земле,
На память гроздь сирени
Оставив на столе.

Дитя, беги, не сетуй
Над Эвридикой бедной
И палочкой по свету
Гони свой обруч медный,
Пока хоть в четверть слуха
В ответ на каждый шаг
И весело и сухо
Земля шумит в ушах.

— Арсений Тарковский

Источник